Логика развития науки
Страница 2

Сегодня совершенно очевидно, что наука представляет собой составную часть духовной культуры общества. С ее возникновением в сокровищнице передаваемых от поколения к поколению знаний накапливаются уникальные духовные продукты, которые играют все более важную роль в осознании, понимании и преобразовании действительности. На определенном этапе человеческой истории наука, подобно другим, ранее возникшим элементам культуры, развивается в относительно самостоятельную форму общественного сознания. Это обусловлено тем, что целый ряд проблем, возникающих перед обществом, может быть решен только с помощью науки.

Опытная наука за 300 лет своего существования в странах, охваченных научно-технической революцией, дала возможность поднять уровень жизни в 15-20 раз. Невиданное ранее ускорение научно-технического прогресса, который привел к научно-технической революции, началось в мире в 50-х гг. ХХ в. НТР вызвала к жизни качественные преобразования производительных сил, резко усилила интернационализацию хозяйственной жизни. Коренные изменения в производстве сопровождались сдвигами в мировом населении. Главные черты этих сдвигов: ускоренный рост численности, получивший наименование демографического “взрыва”, широкое распространение, урбанизации, изменения в структуре занятости, развитие этнических процессов.

Понимание места и роли науки как социокультурного явления представляет собой сложный процесс, который не завершен и в наши дни. Оно выработалось и вырабатывается долго и трудно, в борьбе подходов, идей, в ходе преодоления трудностей, противоречий, сомнений и возникновения новых и новых вопросов.

Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники. В настоящее время развитие науки и техники все более характеризуется тенденцией к их системному единству: если процесс производства становится применением науки, то наука, наоборот, становится фактором, функцией процесса производства. В результате начало формироваться новое качество науки как одной из общественных сил труда, а именно - непосредственной производительной силы общества. В этих условиях в развитии промышленности все определеннее проявляется тенденция к революционной ломке прежнего производственного процесса, к критическому пересмотру прежней формы развития производства, связанной со стремлением основываться на имеющемся «традиционном» опыте. Ускоренное развитие науки, более глубокое познание законов и естественных процессов природы, их использование в производственном процессе преобразует саму основу, на которой до тех пор строился процесс производства, способствуют появлению качественно новых форм преемственности в его развитии, делают возможным и необходимым переход к интенсивной форме развития производства.

Все устройства такого рода имеют единый знаменатель - их действие происходит на основе законов механики. Данные устройства рассматриваются с позиций «линейных» причинно-следственных целей и связей, а также жесткого детерминизма. Наука воспринимается через ее способность к точному, законченному знанию, к однозначному, невариантному типу мышления. Здесь преобразующие силы человека ограничиваются преимущественно уровнем развития науки, имеют свой обусловленный масштаб.

Важнейшей причиной, обусловившей столь быстрое развитие человечества за последние 100-150 лет, является соединение в процессе производства научных и технических достижений. Это послужило основой поистине революционной ломки старых, традиционных форм промышленного производства и коренных изменений роли и места человека, техники и науки в производственном процессе, резкого возрастания масштабов влияния интенсивных факторов на развитие общественного производства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Влияние эдафических факторов на почвенные организмы
ВВЕДЕНИЕ Почва - основа природы суши. Можно до бесконечности поражаться самому факту, что наша планета Земля единственная из известных планет, которая имеет удивительную плодородную ...

Строение, свойства и функции белков
...

Биоэлектрические явления
Введение Электричество у рыб человек обнаружил еще в глубокой древности. Например, древние греки остерегались встречаться в воде с рыбой, которая, как писал Аристотель, "заставл ...

 
 




Copyright © 2013 - Все права защищены - www.biotheory.ru