Логика развития науки
Страница 3

В современной науке проблема роста, развития знания является центральной. Так, К. Поппер в своей концепции роста знания исходил из того, что последнее есть развивающаяся целостность. Рост знания, по его мнению, это не кумулятивный (накопительный) процесс и не простое коллекционирование наблюдений. Это ниспровержение теорий, их замена лучшими, процесс устранения ошибок. Это дарвиновский отбор как частный случай общемировых эволюционных процессов. Т. Кун стремился выявить общий механизм развития науки как целостного единства «нормальной науки» и «некумулятивных скачков» (научных революций). Ст. Тулмин в своей эволюционной эпистемологии рассматривал содержание теорий как своеобразную «популяцию понятий», а общий механизм их развития представил как взаимодействие внутринаучных и вненаучных (социальных) факторов, подчеркивая, однако, решающее значение рациональных компонентов. Согласно И. Лакатосу, рост, развитие науки есть смена ряда непрерывно связанных научно-исследовательских программ.

Современное общество пронизано гонкой за новизной. Это дает значительный эффект. Однако развитие цивилизации - противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное - две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Но вместе с тем он имеет изъяны. Технологическая цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом - «больше».

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и др. Технологической цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса положило конец такому представлению. Отсюда идейное научно-теоретическое движение последних десятилетий, начатое Римским клубом и поставившее проблему создания новой экологической культуры.

Истоки современного глобального кризиса, прежде всего экологического, обнаруживаются в логике развития фундаментальных основ цивилизации - ее технико-технологического базиса. Следовательно, соответствующим образом должны быть ориентированы и поиски путей и средств выхода из этого кризиса. С одной стороны, для оптимизации природной среды могут быть использованы невиданные технические возможности, открывающиеся сегодня. Ведь в том-то и состоит противоречивый характер современной науки, что, порождая невиданные в прошлом экологические проблемы, она в то же время содержит в себе потенциальные возможности их преодоления.

Современная наука охватывает огромную отрасль знаний - около 15 тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. Современная наука имеет очень сложную организацию. Она разделяется на множество отраслей знания.

По своей удаленности от практики можно разделить науки на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических задач.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Получение внеклеточных полисахаридов
Введение Наряду с белками и нуклеиновыми кислотами, полисахариды - широко распространённый класс биополимеров, представители которого обнаруживаются в тканях всех живых организмов и в ...

Идентификация микроводорослей Euglena glacilis и анализ их чувствительности к ингибирующим веществам
Введение Микроводоросли - древнейшие про- и эукариотические фотосинтезирующие организмы, ведущие свободный и симбиотический образ жизни. Распространенные по всему земному шару, в сам ...

История вопроса об антропогенезе
Введение Антропогенез - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и п ...

 
 




Copyright © 2013 - Все права защищены - www.biotheory.ru