Логика развития наукиУчебные материалы по биологии / Значение работ Коперника и Галилея для становления современной науки и естествознания / Логика развития наукиСтраница 5
Решающая новизна концепции Т. Куна заключалась в мысли о том, что смена парадигм в развитии науки не является детерминированной однозначно, или, как сейчас выражаются, - не носит линейного характера. Развитие науки, рост научного знания нельзя, допустим, представить в виде тянущегося строго вверх, к солнцу дерева (познания добра и зла). Оно похоже, скорее, на развитие кактуса, прирост которого может начаться с любой точки его поверхности и продолжаться в любую сторону. И где, с какой стороны нашего научного “кактуса” возникнет вдруг “точка роста” новой парадигмы - непредсказуемо принципиально! Причем не потому, что процесс этот произволен или случаен, а потому, что в каждый критический момент перехода от одного состояния к другому имеется несколько возможных продолжений. Какая именно точка из многих возможных “пойдет в рост” - зависит от стечения обстоятельств. Таким образом, логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность эта “выбрана” случаем из целого ряда других, не менее закономерных возможностей. Из этого следует, что привычная нам ныне квантово-релятивистская картина мира могла бы быть и другой, но, наверное, не менее логичной и последовательной.
Смотрите также
Систематика растений
Лекция
№1
...
Крокодилы и аллигаторы
ВВЕДЕНИЕ
Крокодилы
появились на планете около 200 млн. лет назад, на закате великой эпохи ящеров
(эволюция человека началась лишь около 7 млн. лет назад). В те времена они вели
сугуб ...
Клетка
Введение
Наука о клетке называется цитологией (греч. "цитос"
клетка, "логос" - наука). Клетка является единицей живого: она обладает
способностью размножаться, вид ...
