Проблема происхождения человека (антропогенез)
Учебные материалы по биологии / Происхождение человека / Проблема происхождения человека (антропогенез)
Страница 1

В общей проблеме о человеке еще одной тайной остается антропогенез (гр. - человек-происхождение) -

учение о происхождении человека. Как, посредством какого акта, в результате чего, и т.д., люди отличились от животных?

Когда это произошло?

Как он развивался? Как, под влиянием каких факторов он изменялся?

Сейчас мы познакомимся с несколькими наиболее известными концепциями и гипотезами происхождения человека. Однако напоминаю, что ни одна из них не будет занимать в нашей лекции место единственно верной - это каждый решит для себя сам. Но знать философские концепции антропогенеза необходимо.

До Х1Хв. в европейской мысли господствовала теистическая (религиозная) антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения.

Научное осмысление проблемы началось с середины Х1Хвека, и оно было связано с утверждением в науке эволюционной теории (эволюция - букв. - развертывание, а в широком смысле-синоним развития).

Среди них:

теория эволюции геологических формаций о геологической истории Земли Д. Геттона

(1726-1797 гг.),

космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы П. Лапласа

(1749-1827 гг.),

концепции эволюции животных под влиянием внешней среды Э. Дарвина

(1731-1802 гг.) (дед знаменитого Чарльза Дарвина),

концепции эволюции живой природы Ж. Ламарка

(1744-1829 гг.), который ввел термин «биология».

Эти научные концепции подготовили появление наиболее известной теории происхождения человека Чарльза Дарвина

(1809-1882 гг.). В 1859 г. Ч. Дарвин опубликовал свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора». В нем на основе обобщения результатов собственных наблюдений и достижений биологии, он раскрыл причины эволюции органического мира. А в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» он выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Учение Ч. Дарвина разрушало религиозную концепцию о сотворении человека и других видов живых организмов, об исключительном положении человека в системе органического мира.

Он исходил из того, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора.

Благодаря этому единому процессу, организмы, в результате эволюции, накапливают качества, способствующие приспособлению. Эта теория с самого начала ее возникновения вызвала не только ошеломляющий эффект, но и бурные споры. Она подверглась критике не только со стороны религиозных деятелей, но и ученых.

Во-первых, в теории было найдено т.н. «недостающее звено», суть которого сводится к следующему. Если превращение животных в людей не было неким мгновенным, одноактным событием (он должен был исчисляться не десятками и даже не сотнями лет), то с неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека, когда в результате эволюции происходил постепенный переход от одного вида живых организмов в другой. Но раскопки обнаруживают останки или обезьян, или современного типа человека. А как проходил процесс перехода, каким был человек переходного периода? Нет ответа на эти вопросы.

Поэтому, ученые, даже из ряда религиозно настроенных философов, (например, французский философ, палеонтолог, биолог и известный антрополог Тейяр де Шарден Пьер

- 1881-1955 гг.), принципиально соглашаясь с тем, что «жизнь идет путем эволюции», не соглашались с «животным происхождением человека». Так, Т. Шарден, соглашаясь с эволюцией, понимал ее как «усложнение сознания», «эволюцию на уровне психики», т.е. как процесс совершенствования внутреннего мира человека. По мнению философа, «человек является осью и вершиной эволюции, и расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться».

Во-вторых, вне поля зрения ученого осталась важнейшая теоретическая задача - в ней отсутствует социальный фактор формирования человека - социогенез.

Как показывают современные исследования, антропогенез и социогенез - это две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза.

Важную роль в преодолении этих недостатков сыграла «трудовая теория происхождения человека»,

сформулированная Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг.) в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Затем она была детально разработана советскими антропологами и археологами и получила широкое признание в мире. (Сегодня эта теория больше фигурирует как гипотеза),

Согласно этой гипотезе, человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду.

Этот переход определяется началом изготовления орудий труда, когда производство из вспомогательного средства существования животного постепенно перерастает в специфический способ жизнедеятельности человека. То есть, производство орудий труда превращается в особую потребность, без удовлетворения которой становится невозможной сама жизнь, а труд становится главным условием существования человека.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Концепция витализма в объяснении сущности живого
Введение Концепция сущности жизни имеет прямое отношение к основному вопросу философии, суть которого в соотношении бытия и сознания, материи и духа. В среде философов и ученых истор ...

Научные революции ХХ века
Введение В течение довольно длительного времени господствовало представление о том, что развитие науки происходит путем постепенного, непрерывного накопления все новых и новых научны ...

Взаимосвязь обменов в организме. Патохимия сахарного диабета
...

 
 




Copyright © 2013 - Все права защищены - www.biotheory.ru