Гигиена зрения

Орган зрения важнейший канал информации, поступающей в центральную нервную систему. Свет - адекватный раздражитель глаза, не только носитель зрительной информации, но и фактор нормального развития глаза, формирования его функций.

В раннем возрасте глаз, как правило, является дальнозорким. К 9-12 годам у большинства детей он становится соразмерным. У части школьников этот процесс изменения пропорций глаза не останавливается, вследствие чего появляется и нарастает близорукость. Близорукий глаз хорошо адаптирован к рассматриванию близко расположенных объектов.

Близорукость имеет научное название - миопия. Близорукость способствует перенапряжению мышц глаз: непроизвольное стремление человека приблизить рассматриваемый объект к глазу, чтобы его получше рассмотреть, требует усиленной конвергенции глаз. При этом возникает повышенная нагрузка на внутренние прямые мышцы глаза, которые поворачивают глаз к носу.

Развитию близорукости способствует все, что требует длительного регулярного всматривания в мелкие детали объекта,- это и недостаточное его освещение, и слишком мелкий шрифт. Глаз - динамичный орган, он хорошо приспосабливается к разнообразным условиям зрительной работы.

Проявления близорукости различны. Для учащихся любого возраста при ее развитии характерно приближение глаза к предмету занятий. Учащимся старших классов после зрительной нагрузки жалуются на усталость, головную боль. Учащиеся младших классов, неспособны к должной самооценке, становятся рассеянными, допускают много ошибок при списывании с доски, теряют интерес к занятиям. Во всех этих случаях необходимо отвести учащегося на обследование к окулисту. Близорукость в зависимости от ее степени ограничивает учебные и физические способности человека. Для домашних занятий учащегося должно быть отведено хорошо освещенное место у окна, свет должен падать обязательно с левой стороны: при освещении справа книга или тетрадь затемняются правой рукой, а свет, падающий спереди, слепит глаза. Важно, чтобы свет от искусственного источника падал только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени, в противном случае происходит избыточное их засвечивание, сопровождающееся быстро развивающееся утомление. У учащихся нередко наблюдаются вредные привычки зрительной работы, способствующие ухудшению зрения. Во-первых, некоторые из них имеют манеру слишком приближать глаза к книге. Это связано с недостатком зрения. Во-вторых, учащиеся в период, когда они полностью освоились с чтением и поняли, в чем прелесть интересной книги, порою начинают читать запоем. В-третьих, учащиеся имеют привычку читать лежа. Вред ее заключается в том, что в таком положении трудно держать книгу на нужном расстоянии и в удобном для глаз положении - при этом непроизвольно выбирается положение, удобное для всего тела, но не всегда подходящее для глаз. В-четвертых, учащиеся нередко читают в транспорте. Это вредно т.к. сотрясение и качание книги увеличивает нагрузку на мышцы, поддерживающие правильное взаимное положение глаз при чтении и постоянное их расстояние до книги. Вредно также читать во время перемены: это препятствует полноценному отдыху глаз между уроками. Существенной нагрузкой на зрение являются телевизионные передачи. Смотреть телевизор учащимся следует не каждый день и лишь предназначенные для них передачи. Учащиеся, которые носят очки, должны пользоваться ими и при просмотре телепередач.

Смотрите также

Характеристика насекомых
...

Ткани и их функции в растительных организмах
Предисловие Структурная и функциональная целостность высших растений достигается благодаря многочисленным многоуровневым приспособлениям, среди которых дифференциация единого тела на ...

Общая реактивность и резистентность организма животных
...

 
 




Copyright © 2013 - Все права защищены - www.biotheory.ru