Методы конструирования рекомбинантных ДНК in vitroУчебные материалы по биологии / Генная инженерия / Методы конструирования рекомбинантных ДНК in vitroСтраница 1
Конструирование рекомбинантных молекул ДНК, независимо от выбранного метода, сводится к следующим задачам:
) Получение целевого фрагмента (или смеси фрагментов) ДНК путем разрезания с помощью рестриктаз молекулы ДНК, выделенной из конкретного организма.
2) Разрезание векторной молекулы с помощью рестриктазы в определенном участке (сайте рестрикции).
) Вставка и последующее вшивание целевого фрагмента ДНК в вектор в месте разреза.
Впервые подобная операция была произведена в 1972 г. группой американских генетиков из Стенфордского университета под руководством Пола Берга. Ими была получена in vitro гибридная молекула, состоящей из ДНК вируса SV40 и ДНК фага λdvgal. Использованный при этом алгоритм действий получил название коннекторного метода. В 1980 г. за свое открытие Пол Берг был удостоен Нобелевской премии в области химии.
Принцип коннекторного метода (см. рис. 1). К 3'-концам одного из рекомбинируемых in vitro фрагментов ДНК с помощью фермента терминальная трансфераза достраивают одноцепочечные сегменты определенной длины, состоящие из адениновых нуклеотидов (олиго(dA)-сегменты), а к концам другого фрагмента - комплементарные им олиго(dT)-сегменты (состоящие из тиминовых оснований) примерно такой же длины. При смешении полученных таким образом фрагментов формируются кольцевые структуры за счет водородных связей между олиго(dA)- и олиго(dT)-последовательностями. Одноцепочечные бреши гибридных молекул ДНК застраивают с помощью ДНК-полимеразы и цепи ковалентно сшивают в лигазной реакции.
Рис. 1. Схема коннекторного метода создания рекомбинантных ДНК
На следующий год после экспериментов П. Берга, другой американский биохимик С. Коэн с сотрудниками предложил более простой метод конструирования гибридных молекул ДНК, основанный на применении двух ферментов: рестриктазы и ДНК-лигазы. Рестриктазно-лигазный метод быстро завоевал популярность и используется до сих пор как наиболее простой и надежный.
Принцип рестриктазно-лигазного метода. Данный метод состоит из трех этапов (см. рис. 2):
1) рестриктазой класса II специфически разрезают молекулы ДНК на фрагменты, имеющие идентичные взаимокомплементарные липкие концы;
) препараты различных молекул ДНК, гидролизованных одной и той же рестриктазой, смешивают, и при определенных условиях липкие концы разных фрагментов ДНК реассоциируют за счет комплементарного взаимодействия;
) с помощью ДНК-лигазы происходит ковалентное связывание ассоциированных фрагментов ДНК.
Рис. 2. Схема рестриктазно-лигазного метода создания рекомбинантных ДНК
Рестриктазно-лигазный метод, по сравнению с коннекторным методом, находит более широкое применение в генно-инженерных манипуляциях, поскольку он более прост биохимически и, кроме того, дает возможность легко выщепить встроенный фрагмент из гибридной молекулы ДНК, что часто бывает важно при переносе фрагмента в другое генетическое окружение.
Данный метод позволяет использовать в каждом конкретном эксперименте одновременно две рестриктазы. Комбинируемые молекулы ДНК при этом могут иметь разные липкие концы. В этом случае фрагменты объединяются в строго определенной ориентации относительно друг друга. При смешении же фрагментов, полученных после гидролиза одной рестриктазой, возможны различные их ориентации в формирующихся гибридных молекулах ДНК. Более того, в процессе лигазной реакции может происходить ковалентное объединение не только двух, но и трех, а также большего числа фрагментов.
Смотрите также
Крокодилы и аллигаторы
ВВЕДЕНИЕ
Крокодилы
появились на планете около 200 млн. лет назад, на закате великой эпохи ящеров
(эволюция человека началась лишь около 7 млн. лет назад). В те времена они вели
сугуб ...
Строение и повадки пауков
ПАУКИ
(Aranei),
отряд класса паукообразных, включающего также клещей, скорпионов, сенокосцев и
т.п. Пауки по ряду признаков близки к насекомым, но четко от них отличаются, и
связаны эти гр ...
Фауна нашего села (с. Вознесеновское Апанасенковского района Ставропольского края)
Введение
Выполнение проектов в нашей школе, стало уже традиционным - это особая
атмосфера, пронизанная духом созидания, сотворчества, желанием поделиться
собственными открытиями с окр ...