Гениальность
Страница 1

О гениальности говорят, когда творческие достижения человека касаются не одной профессии, а составляют эпоху в жизни общества, в развитии

культуры. Право называться гением за всю пятитысячную историю цивилизации достигли не более 400 человек. Гении извечно привлекали, тревожили, даже пугали людей. И между тем о природе гениальности, о гениях научно достоверного написано мало. Существует мнение, что гении сознательно, как средневековые мастера, скрывают свои секреты. He случайно однажды Александр Грин сказал: «Пушкин прекрасно знал, что он гениален. Ho y него было достаточно ума и осторожности, чтобы об этом никому не говорить. Люди еще не доросли до того, чтобы спокойно принимать такого рода заявления».

Редкость и неординарность гениальности человека породили множество попыток ее объяснения:

одни относят гениев к своего рода медиумам, с чьей помощью некое высшее существо, космический разум сообщает нам, простым смертным, результаты своих неповторимых размышлений. Великие открытия как в искусстве, так и в науке словно бы озаряют гениев, снисходят «свыше» или возникают неизвестно откуда. Однажды Менделеев три дня и три ночи не ложился спать, работал над построением химической таблицы, но все его попытки были тщетными.

Наконец он лег спать и сразу уснул. Во сне ему приснилась таблица, где все элементы были расставлены, как нужно. Он проснулся и сразу же все записал, лишь в одном месте внес поправку.

другие считают, вслед за Шопенгауэром, что «всякий ребенок в известной мере есть гений и всякий гений в известной мере - ребенок. Сродство обоих прежде всего обнаруживается в наивности и возвышенной простоте». Доказательством, по его мнению, могут служить детские рисунки и детское словотворчество.

так же многие утверждают, что гениальность передается по наследству, накапливаясь, словно некая таинственная энергия , из поколения в поколение. Надо сказать, есть немало фактов, подтверждающих это.

Существует также теория «патологичности гения» - когда гениальность относят к случаю, по вине которого гений якобы получает во владение «нарушенный в нужную сторону» организм, т. е. для гения якобы характерно расстройство психики. Поэты Гете и Байрон, например, сравнивали состояния, в которых они отдавались поэтическому творчеству, с грезами лунатиков. Итальянский психиатр Ломброзо построил связанную с луной целую теорию рождения гениальности, изложенную в его книге «Гениальность и помешательство». В XVIII в. французский философ Гельвеций утверждал, что талант и его высшая форма - гениальность - никоим образом не зависят от наследственности: все, чем человек становится, определяется воспитанием и обучением, которое он получает в процессе жизни в обществе.

Высокий уровень одаренности гения неизбежно связан с незаурядностью в различных сферах. Например, М.В. Ломоносов был выдающимся ученым в различных областях знаний: химии, астрономии, математике - ив то же время был художником, литератором, языковедом. Он превосходно знал поэзию и сам писал стихи. Но все качества гения развиты были по-разному: одни - сильнее, другие - слабее. Однако не «все гениальное просто». Формирование и развитие гениальных способностей человека невозможно без усвоения им опыта и знаний многих поколений, которые зафиксированыв культурном наследии. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершаются с помощью других людей. Только благодаря общению с окружающими взрослыми, которые осуществляют процесс воспитания и обучения, первоначально беспомощный ребенок становится или не становится гением. Чтобы овладеть предметами, созданными в результате общественного развития и воплощающими человеческие способности, растущая личность должна активно осваивать их.

В то же время было бы неверно утверждать, что мы усваиваем все содержание человеческой культуры. Достигнутый уровень культурного развития страны, хотя и влияет на развитие способностей, но прямо и непосредственно не определяет их. Более того, развитие способностей осуществляется не столько благодаря цивилизации, сколько благодаря активности и деятельности человека по ее освоению. Способности человека не могут развиться вне деятельности. О человеке, который ничего не делает, нельзя сказать, способный он или нет.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Методология Исаака Ньютона
Введение всемирный тяготение ньютон закон Современная наука охватывает огромную отрасль знаний - около 15 тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. Современн ...

Птицы Богословского кладбища Санкт-Петербурга: список и распределение
Введение Как уже неоднократно отмечалось в зоологической литературе (Сонина, 2009; Otto, Witt, 2002), важнейшими «островками» живой природы в современных городах являются не только п ...

Сердце - центральный орган сердечно-сосудистой системы
...

 
 




Copyright © 2013 - Все права защищены - www.biotheory.ru