Гениальность
Страница 1

О гениальности говорят, когда творческие достижения человека касаются не одной профессии, а составляют эпоху в жизни общества, в развитии

культуры. Право называться гением за всю пятитысячную историю цивилизации достигли не более 400 человек. Гении извечно привлекали, тревожили, даже пугали людей. И между тем о природе гениальности, о гениях научно достоверного написано мало. Существует мнение, что гении сознательно, как средневековые мастера, скрывают свои секреты. He случайно однажды Александр Грин сказал: «Пушкин прекрасно знал, что он гениален. Ho y него было достаточно ума и осторожности, чтобы об этом никому не говорить. Люди еще не доросли до того, чтобы спокойно принимать такого рода заявления».

Редкость и неординарность гениальности человека породили множество попыток ее объяснения:

одни относят гениев к своего рода медиумам, с чьей помощью некое высшее существо, космический разум сообщает нам, простым смертным, результаты своих неповторимых размышлений. Великие открытия как в искусстве, так и в науке словно бы озаряют гениев, снисходят «свыше» или возникают неизвестно откуда. Однажды Менделеев три дня и три ночи не ложился спать, работал над построением химической таблицы, но все его попытки были тщетными.

Наконец он лег спать и сразу уснул. Во сне ему приснилась таблица, где все элементы были расставлены, как нужно. Он проснулся и сразу же все записал, лишь в одном месте внес поправку.

другие считают, вслед за Шопенгауэром, что «всякий ребенок в известной мере есть гений и всякий гений в известной мере - ребенок. Сродство обоих прежде всего обнаруживается в наивности и возвышенной простоте». Доказательством, по его мнению, могут служить детские рисунки и детское словотворчество.

так же многие утверждают, что гениальность передается по наследству, накапливаясь, словно некая таинственная энергия , из поколения в поколение. Надо сказать, есть немало фактов, подтверждающих это.

Существует также теория «патологичности гения» - когда гениальность относят к случаю, по вине которого гений якобы получает во владение «нарушенный в нужную сторону» организм, т. е. для гения якобы характерно расстройство психики. Поэты Гете и Байрон, например, сравнивали состояния, в которых они отдавались поэтическому творчеству, с грезами лунатиков. Итальянский психиатр Ломброзо построил связанную с луной целую теорию рождения гениальности, изложенную в его книге «Гениальность и помешательство». В XVIII в. французский философ Гельвеций утверждал, что талант и его высшая форма - гениальность - никоим образом не зависят от наследственности: все, чем человек становится, определяется воспитанием и обучением, которое он получает в процессе жизни в обществе.

Высокий уровень одаренности гения неизбежно связан с незаурядностью в различных сферах. Например, М.В. Ломоносов был выдающимся ученым в различных областях знаний: химии, астрономии, математике - ив то же время был художником, литератором, языковедом. Он превосходно знал поэзию и сам писал стихи. Но все качества гения развиты были по-разному: одни - сильнее, другие - слабее. Однако не «все гениальное просто». Формирование и развитие гениальных способностей человека невозможно без усвоения им опыта и знаний многих поколений, которые зафиксированыв культурном наследии. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершаются с помощью других людей. Только благодаря общению с окружающими взрослыми, которые осуществляют процесс воспитания и обучения, первоначально беспомощный ребенок становится или не становится гением. Чтобы овладеть предметами, созданными в результате общественного развития и воплощающими человеческие способности, растущая личность должна активно осваивать их.

В то же время было бы неверно утверждать, что мы усваиваем все содержание человеческой культуры. Достигнутый уровень культурного развития страны, хотя и влияет на развитие способностей, но прямо и непосредственно не определяет их. Более того, развитие способностей осуществляется не столько благодаря цивилизации, сколько благодаря активности и деятельности человека по ее освоению. Способности человека не могут развиться вне деятельности. О человеке, который ничего не делает, нельзя сказать, способный он или нет.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Краткая характеристика микрофлоры Арктики
ВВЕДЕНИЕ Одним из уникальных мест обитания экстремофильных микроорганизмов, является арктическая зона с присущей ей многолетней мерзлотой. Арктические моря отличаются от остальных ...

Ткани и их функции в растительных организмах
Предисловие Структурная и функциональная целостность высших растений достигается благодаря многочисленным многоуровневым приспособлениям, среди которых дифференциация единого тела на ...

Развитие отделов головного мозга детей раннего возраста, подвергшихся внутриутробному воздействию алкоголя
ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Неблагополучно протекающая беременность и роды оказывают часто более пагубное воздействие на нервную систему и психику человека, чем эндо- и экзогенны ...

 
 




Copyright © 2013 - Все права защищены - www.biotheory.ru